01.11.2008Индонезия, Малайзия, Сингапур: надежды на дальнейший рост
Возможности перевозки туристов на курорты острова Бали, в Куала-Лумпур и Сингапур в наступающем сезоне значительно расширятся, а конкуренция авиакомпаний усилится. Однако значительное подорожание авиабилетов, дефицит качественного гостиничного фонда и нестабильная экономическая ситуация в России могут сказаться на темпах роста спроса
Еще больше рейсов от «Трансаэро»
Чартерную перевозку на Бали в этом сезоне ждет кардинальное увеличение объемов — в общей сложности на 30–40%. Правда, если в соседнем Таиланде на рынок с недавно закупленными дальнемагистральными лайнерами выходит новый заметный игрок — авиакомпания S7 Airlines, то на балийском направлении изменений ждать не стоит — всю сезонную перевозку по-прежнему будет выполнять авиакомпания «Трансаэро».
Одна из важных новостей — появление на маршруте Москва — Денпасар самолетов Boeing 747-400, только в этом году появившихся в авиапарке «Трансаэро». Эти самолеты рассчитаны на перевозку 352 пассажиров (в отличие от 468 мест в других модификациях этого лайнера), так что, туристам в течение длительного полета будет более комфортно. В самолете есть салон премиум-класса на 11 мест, в котором кресла, расположенные с шагом 193 см, раскладываются на 180 градусов, а 56 кресел в салоне бизнес-класса установлены с шагом 145 см.
Впрочем, гораздо более важная новость — это появление сразу четырех еженедельных рейсов Москва — Денпасар. Два беспосадочных перелета до Денпасара будут выполняться по вторникам и пятницам. 27 декабря к ним добавится рейс с промежуточной посадкой в Куала-Лумпуре, а 28 декабря стартует цепочка с посадкой в Сингапуре. Такая схема очень удобна туроператорам, которые имеют крупные блоки мест на этих рейсах, потому что позволяет подстраховаться на случай невысокого спроса на отдельных направлениях. «В случае небольшого спроса на туры в Малайзию мы сможем заполнять наши места туристами, которые летят на Бали», — говорит Александр Скроман, руководитель департамента стран Юго-Восточной Азии компании «Бюро Южный Крест».
Расклад сил на этих рейсах за год практически не изменился. Основными держателями мест на них выступают «Бюро Южный Крест», «Ланта-тур вояж», «Капитал Тур» и «Трансаэро-турс». Кроме того, небольшие блоки мест берут «Нева» и «Интурист». Впрочем, в течение сезона на рейсах «Трансаэро» в эти страны полетят и туристы других операторов, которые будут получать места от вышеупомянутых игроков.
Общий рост количества кресел на этих направлениях по сравнению с прошлым сезоном эксперты оценивают в 30–40%. «Это серьезное расширение, но оно вполне соответствует нашим ожиданиям», — уверен Александр Скроман. «Цепочки заявлены на три с лишним месяца, и я уверена, что рынок это увеличение выдержит», — утверждает Татьяна Закусилова, руководитель департамента Юго-Восточной Азии, Китая и Африки компании «Мегаполюс турс». Правда, такой оптимистический настрой далеко не у всех операторов рынка. «Мы опасаемся столь значительного расширения перевозки «Трансаэро». На сегодняшний день рынок Бали «перегрет», за последних три года это направление каждый сезон прибавляло по 25–30%, в этом году ожидается уже 35 тысяч туристов. К тому же на курорте есть проблемы с гостиничной базой», — считает Ирина Петрова, генеральный директор компании «Солвекс трэвел». Другие туроператоры отмечают, что в текущем зимнем сезоне значительное расширение перевозки заявлено на направлениях, которые можно отнести к конкурентам Бали — Доминиканской республике, Кубе, Таиланду. Но самые серьезные опасения участников рынка связаны с углубляющимся финансовым кризисом, от которого в первую очередь страдают «белые воротнички», традиционно составляющие значительную долю отдыхающих на Бали.
Что касается Малайзии, то это направление по сравнению с Бали хоть и гораздо менее востребовано на российском рынке, но тоже имеет неплохой потенциал роста, считают эксперты. «Рост продаж по Малайзии будет, к этому есть все предпосылки. Объем перевозки увеличен примерно на 25%, а отели хоть и подорожали, но ненамного», — отмечает Татьяна Закусилова.
Конкурент из Сингапура
Главным конкурентом «Трансаэро» на этом рынке выступает авиакомпания Singapore Airlines, которая теперь осуществляет прямой перелет Москва — Сингапур. Новое расписание Singapore Airlines предполагает четыре прямых рейса до Сингапура и три — с посадкой в Дубае, причем стоимость перелета через Дубай дешевле, к тому же всегда находятся желающие задержаться там на денек-другой для шопинга и развлечений.
Факторов, которые побуждают туристов и турфирмы обратить внимание на рейсы Singapore Airlines, немало. И финансовый аспект далеко не самый последний в этом списке. Дело в том, что «Трансаэро» значительно (на 45–50%) повысила стоимость мест на своих перелетах в этот регион. Блочные цены туроператоры держат в секрете, но по разным данным цена одного кресла сейчас колеблется в промежутке €1100–1200. «Мы работаем как с «Трансаэро», так и с Singapore Airlines, а также Emirates и Qatar Airways. На сегодняшний день блочные цены ниже у Singapore Airlines. И вообще, сингапурцы — это уже хорошо известная на нашем рынке авиакомпания, она продается лучше, чем «Трансаэро». Но на ее бортах не всегда хватает мест, ведь они не стремятся к тому, чтобы раздать все кресла под блоки для турфирм», — отмечает Татьяна Закусилова из «Мегаполюс Турс». «У нас были блоки мест на рейсах «Трансаэро» в Денпасар, но в этот раз мы решили расширить свой блок на Singapore Airlines, так как места на «Трансаэро» продавались хуже», — говорит Ирина Петрова из «Солвекс Трэвел». К тому же практически все игроки сходятся в убеждении, что уровень сервиса на Singapore Airlines — один из высочайших в мире, и туристы за равные деньги предпочитают воспользоваться ее услугами.
Стоит отметить, что некоторые операторы вообще принципиально не работают с «Трансаэро». «У нас блок на «Сингапурских», там качественный сервис и вылет в любой день, а цена практически та же. Мы время от времени берем на «Трансаэро» места в бизнес-лассе, но намерения брать блоки мест у нас нет, хотя такие предложения и были», — говорит Валерия Топольская, начальник отдела индивидуальных туров и программ компании «Карлсон Туризм».
И дело здесь не только в том, что на «Трансаэро» сервис «вне мировых стандартов». По мнению г-жи Топольской, два года, в течение которых на Бали летали недорогие чартеры «Трансаэро», превратили курорт в дешевое направление, а туристы на месте перестали заказывать индивидуальные услуги. «Россияне перестали тратить деньги на Бали, в результате недовольны и хозяева гостиниц, и принимающие компании», — отмечает Валерия Топольская. Правда, признает она, такая политика привела к важному положительному итогу — общей популяризации курорта на российском рынке. Нынешнее повышение цен отсечет покупателей дешевых пакетных туров, и ситуация нормализуется.
У Singapore Airlines, помимо отличного сервиса, приемлемой цены и ежедневных вылетов, есть еще одно важное преимущество — большой разлет прямых рейсов по региону. Из Сингапура можно улететь практически в любую точку Индонезии, Малайзии и других стран ЮВА. Для туриста это важное преимущество. «Около 70% всех туров приобретается по схеме Сингапур + Бали. Туристы делают остановку в Сингапуре при перелете туда или обратно», — говорит Ирина Петрова. Таким клиентам гораздо удобнее пользоваться услугами базовой сингапурской авиакомпании, чем еженедельными рейсами «Трансаэро» через Сингапур, которые к тому же начнутся лишь 28 декабря.
Из других авиакомпаний определенным спросом у туристов пользуются Emirates, Qatar Airways и Thai Airways. Qatar Airways привлекает хорошим соотношением цена/качество, а Emirates уже обрела своего клиента в России, который предпочитает, если есть выбор, летать именно этой авиакомпанией. К тому же Emirates вводит вторую ежедневную частоту по маршруту Дубай — Москва, что создаст дополнительные удобства транзитным пассажирам.
Самая интригующая новость — возможность появления уже в этом сезоне регулярного рейса «Аэрофлота» по маршруту Москва — Денпасар. На момент сдачи номера в печать о начале полетов в Денпасар еще не было объявлено официально. Но очевидно, что национальный российский авиаперевозчик проявляет интерес к этому направлению, а появление прямого регулярного перелета «Аэрофлота» способно перекроить весь привычный расклад сил.
Бали: тенденция к роскошному отдыху
Из трех направлений, вынесенных в заголовок этой статьи, Индонезия остается для россиян важнейшим пляжным курортом Юго-Восточной Азии. Причем именно остров Бали. «Львиная доля туристов, отправляющихся в Индонезию, едет на Бали. Конечно, у нас есть клиенты, которые едут на Калимантан или Сулавеси, но это преимущественно дайверы, которые составляют очень незначительную долю турпотока», — отмечает Валерия Топольская. Что касается малайзийских пляжных курортов, то определенным спросом пользуется Лангкави, но темпы его развития не назовешь стремительными. Турпоток на Борнео тоже ограничен — здесь по-прежнему функционируют всего четыре отеля. Курорт Пинтан находится так близко к Сингапуру, что его проще позиционировать как место для проведения пляжных выходных с проживанием в Сингапуре, отмечают эксперты. Что касается самого Сингапура, то он, как и раньше, привлекает значительную долю туристов, но лишь в сочетании с отдыхом на морских курортах, прежде всего на Бали.
Поток туристов из России на Бали устойчиво растет уже который год. Но наступающий сезон внушает операторам некоторые опасения в плане наземного обслуживания. «Интерес к отдыху на Бали сейчас сильно возрос, причем не столько у туристов из Европы, сколько у жителей таких стран, как Австралия, Япония, Китай. К тому же гораздо больше стали ездить на этот курорт сами индонезийцы и жители других стран этого региона», — рассказывает Ирина Петрова. По ее словам, если раньше было сравнительно легко забронировать нужную гостиницу на ближние даты и весь сезон работать на элотментах, то теперь такое невозможно. «Сейчас обязательно иметь квотируемые места в отелях. Свои зимние квоты мы озвучили уже в мае и берем их ровно под заявленную перевозку», — добавляет г-жа Петрова.
С этим мнением согласны и другие операторы. «Дефицит гостиничных мест на Бали очень большой, такого не было с 1995 года. Думаю, тут сыграл роль эффект отложенного спроса, на курорт вернулись австралийцы, поехали японцы. Кроме того, много и местных туристов. Например, они активно отмечали здесь окончание Рамадана. Уже в начале октября места невозможно было подтвердить, так что, ни о каком суперросте объемов и речи быть не может», — убеждена Валерия Топольская из «Карлсон Туризм».
Анна Музыка, менеджер по работе с агентствами компании «Турбюро Ренессанс», полагает, что рост турпотока на Бали продолжится, но он не будет таким явным, как в прошлом сезоне, на который пришелся пик спроса. «Те, кто до кризиса выбирал дорогие направления, поедут и в этом году, причем многие уже все забронировали и оплатили. Закономерно произойдет перераспределение отдыхающих на самом острове. Многие не готовы к проблемам с пляжами в Нуса-Дуа, где постоянно бывают отливы, поэтому с радостью переберутся, например, в регион Джимбаран, в котором открываются отели высокого класса. Но отелей по-прежнему не хватает», — считает Анна Музыка.
В то же время нельзя сказать, что принимающие компании и хотельеры ничего не делают для удовлетворения растущего по всему миру спроса на их услуги. Открываются новые вместительные отели, и этот год не станет исключением. Правда, следует отметить, что новые гостиничные проекты реализуются преимущественно в сегменте luxury-отдыха. Так, 15 сентября этого года, то есть накануне зимнего сезона, на Бали открылся долгожданный отель St.Regis, принадлежащий гостиничной группе Starwood Hotels & Resorts. Туроператоры в восторге от нового проекта. «Это новый отель и пока еще достаточно разумный по цене. Я думаю, он создаст конкуренцию Bvlgari, Four Seasons, Ritz-Carlton. Среди главных его преимуществ — наличие роскошных вилл и относительно недорогих, но очень качественных сьютов, удобное расположение, отсутствие приливов и отливов. С представителями St.Regis у нас сложились прекрасные отношения, отель уже пользуется популярностью у наших клиентов», — говорит Александр Скроман из «Южного Креста». Следует добавить, что отель располагает просторным Remede Spa, все 125 сьютов и вилл декорированы предметами традиционного балийского искусства, а виллы к тому же снабжены частными бассейнами и утопают в зелени садов. До 25 декабря отель проводит акцию, по которой при покупке трех ночей в сьютах и виллах определенных категорий четвертая ночь предоставляется в подарок. Средняя стоимость суток проживания в St.Regis suite составляет $575. До конца года отель предлагает гостям поучаствовать и в других акциях: например, приобрести по льготной цене проживание в гостинице с включенной в стоимость игрой на двоих на 18-луночном гольф-поле расположенного по соседству с отелем Bali Golf Country Club (журнал Fortune недавно включил его в пятерку лучших гольф-полей Азии).
Кстати, это далеко не единственный новый проект Starwood Hotels & Resorts на Бали. 1 сентября будущего года в балийском районе Семиньяк должен вступить в строй новый отель W Retreat & Spa Bali, принадлежащий известной цепочке W Hotels. Площадь отеля составит более 68 тыс. м2. В нем будет 232 номера (больше половины с видом на океан), 80 вилл, два ресторана, бассейн, оздоровительный центр и несколько бутиков. Из более отдаленных проектов стоит упомянуть открытие 1 января 2011 года в индонезийской столице отеля St.Regis Jakarta.
Другие известные гостиничные цепочки также реализуют на Бали новые проекты. В этом году на Семиньяке заработал новый отель Anantara Seminyak Resort & Spa — 59 роскошных сьютов с видом на океан, один пентхаус (площадью 420 м2), три ресторана, три бассейна с Anantara Spa. «Это очень интересный отель с интерьерами в стиле high tech и с прекрасным расположением — до центра ночной жизни долго добираться не придется», — отмечает Александр Скроман. Правда, добавляет он, на пляже довольно большие волны, что создает определенные неудобства купающимся, хотя очень подходит для занятий серфингом.
Из других гостиничных luxury-проектов стоит упомянуть Banyan Tree Ungasan Resort, который планируется открыть на Бали в этом году. Известно, что отель будет состоять из 73 вилл класса pool villa, которые займут десять гектаров территории на южной оконечности острова. Это будет первый курорт на Бали, который претендует на звание шестизвездного. Так, площадь самой скромной виллы составит 430 м2, а самой большой президентской виллы — 1200 м2. Виллы не будут заслонять друг другу вид на Индийский океан — они располагаются на террасах, вырубленных в скале и ступенями спускающихся к берегу. Правда, точная дата открытия пока неизвестна: на интернет-сайте компании сообщается, что soft opening намечен на конец года. К тому же не вполне ясно, сколько вилл уже продано частным владельцам, а сколько поступит в открытый гостиничный фонд.
Максим Шандаров